FREE / Виды насосов, используемые на судах, назначение и конструктивные особенности

от автора

в

Насос – гидравлический аппарат, преобразующий механическую энергию приводного двигателя в энергию потока перекачиваемой жидкости.

Судовые насосы – совокупный элемент корабля, нужный для функционирования всего судна и применяющийся в разных ситуациях для различных целей. От конструкционного исполнения насосов сильно зависит их назначение и возможности. Судовые насосы применяют для перекачивания питьевой, технической воды и других жидкостей, используя эффект нагнетания или разрежения.

По автономности данные устройства подразделяются на автономные и неавтономные насосы.

По назначению судовые насосы делятся на:

  • общесудовые насосы, обслуживающие общесудовые системы (бывают осушительные, балластные, питьевой воды, пожарные, фекальные);
  • специальные, обслуживающие специальные системы (креновые, дифферентные, грузовые, зачистные, моечные);
  • насосы СЭУ (судовой энергетической установки) охлаждают двигатель, топливо под давлением, масла.

По типу перекачиваемых жидкостей корабельные насосы делятся на:

  • водяные;
  • топливные;
  • масляные;
  • конденсатные;
  • мокровоздушные (также их называют конденсатно-воздушные);
  • дренажные;
  • рассольные;
  • воздушные;
  • вакуумные (по-другому они называются насосы конденсационных
    установок).

По конструкции насосы делятся на:

  • объемные насосы для перекачивания жидкости или газов определенными объемами или порциями. Устройства этого типа делятся на поршневые и ротационные;
  • лопастные насосы, в которых перекачка осуществляется вращающимися лопастями. Данные устройства подразделяются на центробежные, вихревые и осевые (или пропеллерные);
  • струйные насосы используют в работе движущуюся энергию (кинетическую) струю воды или газа, выходящую с большой скоростью из рабочего сопла. По используемому рабочему телу струйные насосы подразделяются на водоструйные (жидкоструйные) и пароструйные (газоструйные);
  • реверсивные насосы работают в двух направлениях. Они бывают все объемные, вихревые и осевые насосы;
  • нереверсивные насосы перекачивают жидкости или газы только в одном направлении.

Насосы главных и вспомогательных механизмов:

  • охлаждающие топливные и масляные перемещают масло или топливо через охлаждаемые форсунки и поршни дизелей;
  • насосы смазочного масла подают масло для смазки трущихся деталей судовых механизмов;
  • маслоперекачивающие перекачивают использованное грязное смазочное масло внутри судна;
  • насосы винта регулируемого шага (ВРШ) подают рабочую жидкость к гидроприводу лопастей винта регулируемого шага;
  • форсуночные передают топливо из расходных цистерн к форсункам;
  • питательные котельные насосы подающие питательную воду в паровые котлы, бывают поршневые или центробежные с электроприводом;
  • циркуляционные котельные устройства создающие принудительную циркуляцию в прямоточных котлах забортной либо пресной водой.

Каждый судовой насос обладает особыми характеристиками и уникальной конструкцией. По принципу действия насосы могут быть нагнетающими горизонтальными или вертикальными. Основное отличие судовых насосов от прочих заключается в принципе передачи жидких материалов.