Насос – гидравлический аппарат, преобразующий механическую энергию приводного двигателя в энергию потока перекачиваемой жидкости.
Судовые насосы – совокупный элемент корабля, нужный для функционирования всего судна и применяющийся в разных ситуациях для различных целей. От конструкционного исполнения насосов сильно зависит их назначение и возможности. Судовые насосы применяют для перекачивания питьевой, технической воды и других жидкостей, используя эффект нагнетания или разрежения.
По автономности данные устройства подразделяются на автономные и неавтономные насосы.
По назначению судовые насосы делятся на:
- общесудовые насосы, обслуживающие общесудовые системы (бывают осушительные, балластные, питьевой воды, пожарные, фекальные);
- специальные, обслуживающие специальные системы (креновые, дифферентные, грузовые, зачистные, моечные);
- насосы СЭУ (судовой энергетической установки) охлаждают двигатель, топливо под давлением, масла.
По типу перекачиваемых жидкостей корабельные насосы делятся на:
- водяные;
- топливные;
- масляные;
- конденсатные;
- мокровоздушные (также их называют конденсатно-воздушные);
- дренажные;
- рассольные;
- воздушные;
- вакуумные (по-другому они называются насосы конденсационных
установок).
По конструкции насосы делятся на:
- объемные насосы для перекачивания жидкости или газов определенными объемами или порциями. Устройства этого типа делятся на поршневые и ротационные;
- лопастные насосы, в которых перекачка осуществляется вращающимися лопастями. Данные устройства подразделяются на центробежные, вихревые и осевые (или пропеллерные);
- струйные насосы используют в работе движущуюся энергию (кинетическую) струю воды или газа, выходящую с большой скоростью из рабочего сопла. По используемому рабочему телу струйные насосы подразделяются на водоструйные (жидкоструйные) и пароструйные (газоструйные);
- реверсивные насосы работают в двух направлениях. Они бывают все объемные, вихревые и осевые насосы;
- нереверсивные насосы перекачивают жидкости или газы только в одном направлении.
Насосы главных и вспомогательных механизмов:
- охлаждающие топливные и масляные перемещают масло или топливо через охлаждаемые форсунки и поршни дизелей;
- насосы смазочного масла подают масло для смазки трущихся деталей судовых механизмов;
- маслоперекачивающие перекачивают использованное грязное смазочное масло внутри судна;
- насосы винта регулируемого шага (ВРШ) подают рабочую жидкость к гидроприводу лопастей винта регулируемого шага;
- форсуночные передают топливо из расходных цистерн к форсункам;
- питательные котельные насосы подающие питательную воду в паровые котлы, бывают поршневые или центробежные с электроприводом;
- циркуляционные котельные устройства создающие принудительную циркуляцию в прямоточных котлах забортной либо пресной водой.
Каждый судовой насос обладает особыми характеристиками и уникальной конструкцией. По принципу действия насосы могут быть нагнетающими горизонтальными или вертикальными. Основное отличие судовых насосов от прочих заключается в принципе передачи жидких материалов.